Дворец семьи Змаевичей, одно из самых заметных зданий в Перасте, также известен под именем «Biskupija», что означает «епископский дом». Дело в том, что в свое время он был резиденцией сразу двух епископов из данного рода — Андрия и Вико Змаевичей. О религиозности этой семьи напоминает и здание часовни с высокой колокольней, которая входит в архитектурный ансамбль этого старинного и ценного с историко-культурной точки зрения дворца.
Месторасположение: дворец находится в Которском муниципалитете на скалистом склоне в северо-западной части Пераста.
Дворец Змаевичей с семейной часовней заметно выделяются на фоне общей архитектуры Пераста
Змаевичи являются одной из наиболее почитаемых перастских семей, происходящей из деревни Врба неподалеку от селения Негуши. Их семья находилась в родственных отношениях с другим знатным родом Пероевичей, о чем свидетельствует объединенный геральдический символ — крылатый дракон над скрещенными перьями.
Наиболее известные представители этой семьи — это Андрия Змаевич (1624-1694), Вико Змаевич (1670-1745) и Матия Змаевич (1680-1735). Андрия получил теологическое образование, сначала в Перасте, потом в Риме, и стал доктором философии. В 1671 году папа Климент Х назначил его архиепископом Бара. Он был одним из первых коллекционеров местной народной поэзии — «bugarštice» (это такой тип устной песни). Андрия умер в 1694 году и был похоронен в семейной часовне. Вико, племянник Андрия, получил степень доктора философии и теологии в 1685 году. В 1701 году Папа Климент XI назначил его очередным архиепископом Бара. Он был покровителем писателей и продолжил дело собирания народной поэзии, при этом, сам являясь довольно талантливым поэтом — в 1694 году он опубликовал сборник стихов на латыни. Скончался Вико в 1745 году. Матия, тоже племянник Андрия и сын знаменитого моряка Крсто Змаевича, стал самым известным членом семьи. В возрасте 18 лет он уже был капитаном корабля. В 1712 году он уехал в Россию, в Санкт-Петербург, где поступил на службу к императору Петру Великому. Во время службы он отличился в сражениях против шведов и получил звание контр-адмирала и вице-адмирал русского балтийского флота. Матия умер в 1735 году и был похоронен в католической церкви в Москве. В Перасте в честь него установлен памятник.
Дворец Змаевичей был построен в несколько этапов, отделочные работы пришлись на господство архитектурного стиля барокко, что и предопределило внешний облик и интерьеры здания. Надпись на фасаде дома свидетельствует, что строительство было завершено в 1664 году. Место для дворца было выбрано на высокой скале, поэтому получается, что он как бы «парит» над городом. Строение имеет симметричную форму — спереди выступает центральная часть наподобие ризалита, а по бокам располагаются два крыла. Выступающая часть — это остатки оборонительной башни, с которой, собственно, и началось строительство дворца. Потом к ней были достроены два корпуса с севера и юга. Дворец опоясан внешней лестницей, что также добавляет его архитектурному облику еще больше выразительности и изящества.
Дворец Змаевичей на карте
Рядом с дворцом расположена семейная часовня Богоматери Розария с восьмиугольной колокольней. Она была построена в 1678 году и объединила своей архитектурой направления ренессанса и барокко. Чертеж этой часовни, как предполагается, был нарисован самим Андрием Змаевичем, а после его смерти семейная церковь стала его усыпальницей.
Внутреннее убранство дворца в виде художественных фресок — работа известного мастера эпохи барокко Трипо Коколя, чьим покровителем, как раз, и являлся Андрий Змаевич. Долгое время в доме хранилась частная библиотека Змаевичей, считавшаяся одной из крупнейших в Далмации. Позже ее перевезли во дворец Буровичей в Херцег-Нови, где она и погибла во время пожара в 1806 году.
В 1876 году у дворца была демонтирована крыша, и он постепенно стал ветшать и разрушаться. Однако, сегодня дворец Змаевичей восстановлен после тщательной реконструкции, в результате которой была полностью сохранена основная архитектурная концепция этого семейного дома. Внутри здания были добавлены некоторые конструктивные элементы, но внешний вид и материал стен этого возвышающегося над Перастом строения остались прежними, как и много веков назад.
Комментарии